Учёные винят в этом охотничье лобби. Гринпис России запустил петицию, в которой требует от Минприроды прислушаться к специалистам.
«Список животных, включённых в Красную книгу, был утверждён более 20 лет назад. Российские учёные проделали большую работу, чтобы защитить тех животных, численность которых значительно сократилась за эти 20 лет. К сожалению, обоснованные предложения по внесению редких видов в Красную книгу, до сих пор не приняты. Против выступает охотничье лобби, поэтому сейчас очень важно поддержать учёных», — комментирует ситуацию эксперт Гринпис России Михаил Крейндлин.
В конце 2016 года Гринпис России и Международный фонд защиты животных IFAW выступили против исключения из Красной книги без достаточных на то оснований 15 видов редких животных, среди которых 11 морских млекопитающих. Это требование поддержали более 50 000 россиян.
Сейчас Гринпис России расширил требования к Минприроды России, чтобы поддержать позицию учёных: в Красную книгу должны войти плотоядная косатка, сайгак, гималайский медведь, кавказский подвид благородного оленя, европейский подвид северного оленя, серый гусь, несколько подвидов гуся-гуменника и другие виды, численность которых катастрофически сократилась.
После того как Минприроды изменило положение о комиссии по Красной книге, из процесса фактически были исключены учёные-зоологи, которые могли отстоять свою позицию по редким животным. Им на смену пришли представители сообщества охотников и ботаники, которые не являются специалистами по животным.
«Грубо говоря, произошло следующее. Охотничье лобби пришло в министерство: “Так, похоже мы не согласны с позицией учёных, поэтому чтобы выиграть эту битву, мы просто выгоним их с поля”. Это было сделано втихаря, совершенно наглым образом. И это автоматически означает, что в этой стране наука никому не нужна. Сейчас очень важно донести до министерства нашу позицию. Красную книгу должны писать учёные, специалисты», — заявляет Софья Розенфельд, научный сотрудник института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова.
«Если мы доверяем охрану животных тем, кто отвечает за их использование, ничего хорошего не жди. Это всё равно что Мару Багдасарян начальницей ГАИ поставить. “Росохотрыболовсоюз” теперь у нас решает, что мы будем охранять, а что не будем. Именно поэтому из проекта Красной книги исключены редкие подвиды сибирского козерога, исчезающий подвид благородного оленя и все мало-мальски ценные охотничьи виды, численность которых по данным учёных снижается настолько, что должны быть охраняемы», — дополняет Николай Формозов, ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ.