На протяжении более 200 000 лет Аль-Ула привлекала людей и целые народы, которые оставили здесь более 27 000 археологических памятников. Самый узнаваемый среди них - набатейские гробницы Хегры, признанные объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
«Очень часто северо-западная Аравия упускается из виду, как регион имеющий сам по себе важное культурное значение», - говорит доктор Ребекка Фут, директор отдела археологии и исследований культурного наследия в RCU, - «Долгое время этот регион рассматривали как вторичный по отношению к цивилизациям, расположенным в регионе Плодородного полумесяца, Мясопотамии, Египту и морским цивилизациям побережья Красного моря. Аль-Ула рассматривалась как транзитный регион, на самом деле являясь связующим звеном разных цивилизаций и местом обитания развитых обществ на протяжении тысяч лет».
Археологи, реставраторы и другие специалисты возвращаются в Аль-Улу для возобновления полевых работ. Несмотря на площадь (22 561 кв.км) и количество объектов культурного наследия, сосредоточенных в регионе, в последние годы здесь проводились весьма ограниченные археологические исследования. Ситуация изменилась благодаря археологам RCU и группам ученых, которых объединяет эта организация, включая исследователей из Саудовской Аравии, международных исследовательских институтов, музеев и специалистов, привлеченных ключевым партнером проекта - Французским агентством по развитию Аль-Улы (AFALULA).
Доисторический период
Археологические находки свидетельствуют о том, что племена, населявшие этот загадочный и доселе мало изученный регион, обладали более развитой, чем предполагалось ранее, культурой.
Съемки из космоса, аэрофотосъемка и комплекс полевых и лабораторных исследований позволили археологам оценить количество каменных сооружений, построенных в поздний доисторический период (около 5200–1200 гг. до н.э.) в Аль-Уле. Размер, расположение и количество этих памятников указывают на развитую внутри сообщество систему отношений, наличие которой раннее не было очевидным. Сделанные открытия могут полностью изменить наш взгляд на жизнь доисторических народов, населявших этот регион.
Среди сооружений этого периода выделяются два типа. Один из них – «мустатиль» (прямоугольник в переводе с арабского), некоторые из них измеряются сотнями метров в длину. Другой, состоящий из каменного захоронения в форме пирамиды, окруженной кольцом, и «хвоста» связанных строений получил название «подвеска» из-за схожести с этим видом украшений при взгляде с высоты птичьего полета.
Важным для нас является расположение этих погребальных комплексов на вершинах гор Аль-Улы. Оно свидетельствует о том, что люди, построившие их, взаимодействовали с окружающей средой и ценили красоту родных земель.
Если говорить о «мустатилях», находки, сделанные во время первых раскопок, позволяют утверждать, что это были ритуальные сооружения. Но, что это были за ритуалы, в которых принимали участие жители Аль-Улы, остается загадкой.
Доктор Ребекка Фут отмечает, что исследования в Аль-Уле находятся в самой ранней стадии, а археологические открытия в регионе ставят перед научным сообществом новые вопросы. Но несмотря на это, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что Аль-Ула – один из старейших монументальных ландшафтов планеты, а жизнь населявших ее народов была более организованной, чем предполагалось раннее.
Первые царства Северной Аравии
С 900 по 100 г. до н.э. территорию Аль-Улу контролировали царства Дадан и Лихян. В то время Аль-Ула была перекрестком торговых путей, по которым торговцы перевозили благовония из Южной Аравии в Египет, Сирию и Месопотамию. Аль-Ула играла важную роль, как место, где торговцы могли пополнить запасы еды и питья, и как ворота, через которые драгоценные благовония могли достигнуть рынков за пределами Аравии.
Доктор Абдулрахман Алсухайбани, доцент кафедры археологии Университета короля Сауда и исполняющий обязанности директора музеев и выставок RCU, вместе с командой, которую он возглавляет, проводят раскопки в нескольких ключевых областях на территории Дадана, включая гробницы и недавно обнаруженное поселение, с целью ответить на ряд вопросов об этих таинственных исчезнувших царствах.
Как и когда именно царства пришли к власти? Каковы были их основные достижения? Каковы были отношения между ними? Были ли они одним народом и одной землей? Или они были отдельными народами и царствами? И, что, пожалуй, наиболее увлекательно, что стало причиной такого внезапного исчезновения Лихианского царства и когда именно это произошло?
«Возможно, в результате землетрясения или другого стихийного бедствия, - говорит доктор Алсухайбани, - лихианитяне покинули эти земли, чтобы ассимилироваться в других местах. Или это мог быть политический конфликт, который начался или усугубился с прибытием набатеев. Но в этом случае возникает еще больше вопросов: мы знаем, что некоторые из лихианитян продолжали жить при набатеях; их диалекты прослеживаются в надписях, а детали погребальной архитектуры лихьянитов повторяются в набатейских памятниках. Тем не менее, набатеи обычно подробно описывают свою историю и почти ничего не говорят о Царстве Лихян. В конечном итоге, узнав больше об этой древней цивилизации можно изменить наше понимание истории всего региона».
Эти царства обладали влиянием во всем регионе, объясняет др. Алсухайбани.
«Все имеющиеся у нас свидетельства указывают на то, что эти царства, являются региональными державами. Дадан упоминается в Библии, а надпись на арамейском языке свидетельствует о том, что он приравнивается к могущественному царству Саба (широко известному как Шеба) на юге Аравийского полуострова.
Лихян было одним из крупнейших в свое время, простираясь от Медины на юге до Акабы на север. Другие государства региона имели там посольства. Два царства просуществовали около 900 лет - почти в три раза дольше, чем знаменитое царство набатеев в Аль-Уле - и все же мы почти ничего не знаем о них. Мы действительно делаем здесь первые шаги», - рассказывает доктор Алсухайбани, эксперт RCU по этому периоду.
Исламский период
После падения Лихианского царства Аль-Ула стала главным южным городом набатеев, о чем свидетельствуют записи о переселении людей из Петры в Аль-Улу, в которых также впервые появляется топоним Хегра. С приходом римлян этот регион получил название Arabia Petraea («скалистая Аравия»). Рождение ислама в 622 году стало еще одним поворотным моментом в истории региона.
Благодаря своему положению на пути в Мекку, регион стал важной частью ранней Исламской империи. Об этом свидетельствует цитадель, названная в честь великого полководца Мусы бин Нусайра. Он был одним из лидеров исламского завоевания Пиренейского полуострова в 711 г и стал первым Вали (губернатором) новой территории Аль-Андалуса.
Благодаря плодородию местных земель, обилию воды расположению между Красным морем и центром Аравийского полуострова старый город Аль-Улы стал жизненно важным торговым центром в XII веке. Город развивался и процветал. Даже сейчас его многовековые мечети свидетельствуют о важной роли города в зарождении и распространении ислама.
RCU исследует оригинальные методы строительства и записывает устные истории, передаваемые из поколения в поколение жителями Аль-Улы, чтобы узнать больше о самом городе и сохранить его.
Майкл Джонс, руководитель отдела RCU по сохранению культурного наследия, говорит: «Старый город Аль-Улы - это действительно капсула времени. Гуляя по его улицам, можно буквально увидеть слои истории: одно здание построено из другого или внутри другого, ткань города перестраивается, обновляется с каждым поколением. Помимо более далекой истории, мы узнаем о жизни людей до того момента, когда они покинули Старый город в конце 1970-х - начале 1980-х годов, благодаря вещам, которые они оставили - швейным машинам, чайникам и монетам ранних времен. Благодаря устным рассказам, которые мы записываем, мы можем восстановить недостающее звено между современной Аль-Улой и ее прошлым».
Наши дни
Сегодня Аль-Ула стала местом, где история и наследие возвращаются к жизни. Главная цель RCU - развитие региона как «живого музея», где посетители могут познакомиться с различными цивилизациями и культурами. Этому посвящен и новый проект RCU - веб-сайт «Живой музей», посвященный прошлому Аль-Улы. С помощью этого ресурса RCU будет информировать общественность о новых находках.
«Реставрация и археология предназначены для поддержания цепочки человеческих знаний и опыта, - говорит Майкл Джонс, размышляя о работе RCU, - Наша работа в Аль-Уле - прекрасный тому пример. Мы рассматриваем здесь более чем 200 000 лет человеческой истории. Мы заполняем пробелы, чтобы связать нас с прошлым, при этом наша работа также связана с будущим. Знания, которые мы получаем сейчас и которыми делимся с сообществом, также будут принадлежать будущим поколениям.»
Comments